Когда детский сад находится в жилом комплексе и окружен жилыми домами, родители наблюдают за детьми, прогулкой из окон ближайших от детского сада домов. Это естественно и нормально. Но иногда приходится слышать, как родители сетуют и недоумевают, а затем спрашивают у педагогов: «Что вы с детьми постоянно ходите вокруг сада, разве такой должна быть прогулка?».

                                                              Прогулки в любое время года

    Для того чтобы ребенок развивался гармонично, дошкольные учреждения предоставляют своим воспитанникам самый тесный контакт с природой – прогулки в любое время года. Прогулки во дворе детского сада – важная и неотъемлемая часть распорядка дня, которой педагоги придают особое внимание.

    Проводя время на улице, ребенок дышит свежим воздухом, который благотворно воздействует на организм, способствует укреплению иммунитета, повышению общего тонуса. Педагоги в свою очередь, обеспечивают безопасность нахождения детей на улице, занимают детей (проводят беседы, наблюдения, эксперименты и т.п.), чтобы их опыт общения с природой был познавательным и приятным.

                               Наблюдения и эксперименты на прогулке

     Каждое время года прекрасно по-своему, столько наблюдений, экспериментов можно предложить детям. Например:
• мы знаем, что солнце не одинаково равномерно нагревает различные поверхности. Можно приложить руку к стене здания, которая находится в тени, а затем к той, которая нагрета солнцем. Предлагаем детям провести такие эксперименты, порассуждать и ответить на вопрос, почему это так?
• интересно наблюдать весной за изменениями, происходящими с тюльпанами (особенно после выходных дней): сначала появляются маленькие красные росточки, затем росточки превращаются в настоящие зеленые растения, вдруг – из бутонов появляются красные цветы, а к концу мая – где же эти красивые растения? Все завяли и пожелтели …  Можно будет наблюдать только следующей осенью;
• а вот опыты в зимнее время: что произойдет, если воду подкрасить гуашью и разлить в формочки для игр с песком? Добавим туда вдвое сложенную нитку. Абра-кадабра – и на утро получилось украшение для растущей на нашем участке ёлочки …

                                Что же мы делаем на прогулке?

     Обычно прогулки включают в себя все или часть следующих мероприятий:
• наблюдение в природе и сбор природного материала;
• чтение стихотворений, беседа о наблюдаемом объекте;
• выполнение имитационных движений (подражание действиям птиц, зверей, насекомых);
• подвижная игра;
• физкультурное занятие на улице (согласно сетке занятий);
• упражнения на дыхание, игры на внимание;
• экспериментирование;
• самостоятельные игры детей или свободная деятельность;
• индивидуальные беседы с детьми.

                               Экскурсии за пределы дошкольного учреждения

    Уделяется внимание всевозможным целевым экскурсиям и прогулкам экологического содержания за пределы территории детского сада. Детям обязательно сообщается конкретная цель предстоящей экскурсии. При организации и проведении таких прогулок и экскурсий соблюдаются соответствующие правила безопасности, оговоренные в Инструкции по проведению экскурсий и прогулок.

                                Правила безопасности на прогулках

     На прогулках не забываем о безопасности!

     Безопасность во время прогулки – превыше всего, поэтому перед прогулкой педагоги напоминают детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и возвращаясь в помещение детского сада:
• не бежать, не толкаться, идти спокойно, держась за руки;
• при спуске и подъеме на этаж — держаться за перила;
• не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути;
• внимательно идти по лестнице и др.

                                                       Педагоги перед прогулкой:

• Осматривают одежду, обувь детей на предмет соответствия погодным условиям;
• Подбирают соответствующий инвентарь для прогулки в зависимости от погоды.
• Обязательно проверяют количество присутствующих детей.
• Обеспечивают наблюдение, контроль за спокойным выходом детей из помещения.
• Не оставляют детей во время прогулок, экскурсий без присмотра.

      Уважаемые родители! Обратите внимание на то, чтобы у ребенка в шкафу были запасные вещи на случай непогоды.

                                                           После прогулки

       По окончании прогулки педагоги обязательно:

• Предлагают детям помочь собрать игрушки, подмести пол на веранде, привести свою одежду в порядок и т.д.
• Проверяют количество детей.
• Обеспечивают просушивание мокрой одежды, обуви после дождя или после игр со снегом в зимнее время.
• Развивают навыки самостоятельности: умение аккуратно сложить одежду в шкафу. Затем проверяют, как это сделали дети, например, нет ли мокрых вещей (позже эту обязанность выполняют дежурные). При необходимости напоминают о том, чтобы ребенок переоделся в сухую одежду.
• Организуют выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом (в теплый период года – мытье ног).
• Приводят в порядок выносной материал.

Памятка для родителей

Перед тем, как вести ребенка в детский сад:

  • Проверьте, соответствует ли его одежда времени года и температуре воздуха.
  • Проследите, чтобы одежда не была слишком велика и не сковывала движений ребенка.
  • Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно себя обслужить.
  • Обувь должна быть легкой, теплой, точно соответствовать ноге ребенка, легко сниматься и надеваться.
  • Носовой платок необходим ребенку как в помещении, так и на прогулке. Сделайте на одежде удобные карманы для его хранения.
  • Прислушивайтесь к советам педагога группы по поводу одежды Вашего ребенка.
  • Чтобы избежать случаев травматизма, родителям советуем время от времени проверять содержимое карманов одежды ребенка. Возможно ребенок захотел взять в детский сад какие-нибудь острые, мелкие предметы. Детям очень нравится собирать камушки, желуди, каштаны. Поговорите дома с ребенком на тему безопасности, например, если подбросить камешек вверх там, где играют дети – к чему это может привести?
  • Возьмите гуашь или пластилин и вместе с ребенком превратите серенький камешек в божью коровку или рыбку. Обыграйте получившийся образ, вспомните стихотворение и прочтите его вместе с ребенком.