Дежурство по столовой
Дежурство по столовой вводится после того, как дети освоили элементарные трудовые навыки.
Во время дежурства дети с помощью воспитателя начинают понимать, что их работа нужна всей группе (формируется мотивация), вырабатывается привычка выполнения постоянных трудовых обязанностей. Воспитатель постоянно обращает внимание всех детей на необходимость и обязательность данной работы, помогает детям понять связь между целью, результатом и его значением.
В старшей группе «Теремок» дежурные по столовой самостоятельно накрывают столы, воспитатель Киргизова С.Н. учит делить процесс труда и договариваться о распределении обязанностей.
Контроль со стороны взрослых постепенно перемещается с процесса непосредственно работы на конечный результат.
Светлана Николаевна не спешит указывать на ошибки и исправлять их, педагог предлагает детям найти их самостоятельно.
В старшей группе дежурство это почетная и желанная обязанность, дежурные назначаются с участием всех детей и группа оценивает работу дежурных, поощряя трудолюбивых, ответственных. Эти отчеты создают ситуацию взаимозависимости коллектива детей и дежурных: поднимается авторитет дежурных, становится привлекательно выполнение обязанностей. При оценке дежурных особенно подчеркивается взаимопомощь дежурных друг другу, слаженность работы. При такой организации дежурств у детей формируется взаимная ответственность.
Алгоритм работы воспитателя и младшего воспитателя при организации питания детей:
- Воспитатель следит за порядком и последовательностью назначения детей на дежурство.
- Под руководством воспитателя дежурные моют руки, приводят себя в порядок, одевают фартуки.
- Младший воспитатель идет в столовую вместе с дежурными (по графику получения пищи).
- Младший воспитатель выставляет на сервировочный стол посуду, дежурные накрывают столы. Младший воспитатель следит за правильностью сервировки. Воспитатель контролирует и оценивает работу дежурных.
- Чтобы дети спокойно покушали и успели выполнить обязанности дежурных младший воспитатель раздает пищу сначала дежурным, а затем раскладывает пищу во все тарелки.
- Воспитатель во время приема пищи:
-учит правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
-учит пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
- учит тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат, суп, каша, бутерброд, запеканка);
- учит правилам общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с полным ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей).
- По мере окончания принятия пищи дежурные убирают со стола посуду и относят ее на сервировочный стол, работу дежурных организуют воспитатели.
- Младшие воспитатели очищают остатки пищи с тарелок на раздаточном столе.
- После ухода группы из столовой младшие воспитатели стряхивают салфетки и протирают столы.
Главное условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых.