Актуальность: В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
В сложившихся условиях деятельность педагога переформатировалась, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.
В соответствии с положениями статьи 138 «Кодекса об образовании», родители обязаны сотрудничать с образовательным учреждением, содействуя реализации образовательных целей и задач образования, совместно с педагогическими работниками должны следить за развитием и поведением ребенка и обеспечивать воспитание в семье. Психологическое и педагогическое развитие ребенка не должно прерываться, ни при каких условиях, ведь ребенок – это маленький исследователь, он активно развивается и, играя, познает мир. Поэтому дистанционные образовательные технологии стали одним из средств взаимодействия с семьями воспитанников нашего дошкольного учреждения.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии взаимодействии обучающихся и педагогических работников» (статья 16 Федерального Закона РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.
Технология дистанционного образования – не только не противоречит современным тенденциям развития образования, но и наиболее приемлема в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, актуальна в данный период и доступна всем педагогам дошкольного учреждения.
Целостность дистанционного образования дошкольников заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
Используя технологию дистанционного образования, мы ставим перед собой цель: обеспечить предоставление родителям необходимой информации, а детям возможности получить необходимые знания в период длительного карантина, т.е. качественного усвоения образовательной программы.
Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей-дошкольников, т.к. ранее они были востребованы в детском саду только в процессе работы консультативного пункта. А значит, произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса.
Дистанционное образование предполагает от ребенка наличие мотивации к получению новых знаний. Здесь огромную роль играют взрослые – педагогу необходимо создать определенные условия, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания. Также дистанционное образование предполагает, что большую часть программного материала ребенок осваивает с помощью родителей, когда информация воспринимается несколько иначе, чем когда этот же материал объясняет воспитатель (здесь играет роль психологическое восприятие ребенком личности педагога, его авторитет).
Задачи:
· Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования
· Повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий
· Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания
· Усиление личностной направленности образовательного процесса
· Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции
Для достижения поставленных задач педагоги разрабатывают содержание обучающей деятельности в соответствии с программой.
Условия реализации данных задач:
- Создание комфортной психологической и безопасной среды – особое внимание мы уделяем детям, которые впервые пришли в детский сад! Нашим малышам необходимо обеспечить плавный и безболезненный переход от домашних условий к жизни в группе сверстников в детском саду. Для этого нами была создана группа в соцсетях Инстаграм, ВКонтакте, Фейбук, где еще на стадии первого знакомства родителей и детского сада, участники группы задавали вопросы, интересовались условиями пребывания детей в детском саду, чем занимаются воспитанники в течение дня, какие режимные моменты, какие особенности жизнедеятельности детей 3 лет и старше и т.д. В соцсетях регулярно выкладывается вся необходимая информация, специалисты детского сада отвечают на вопросы родителей и т.д.
Создание образовательной среды - особое внимание мы уделяем обеспечению необходимых условий для всестороннего развития дошколят. Нашим воспитанникам необходимо обеспечить плавный переход для обучения в домашних условиях и сформировать необходимый комплекс знаний, умений и навыков для дальнейшего успешного обучения в школе. Для этого были созданы и проведены различные виртуальные и он-лайн мастер-классы, встречи, мастерские и т.д.