На данном этапе развития современного общества экологическое воспитание является одной из важнейших проблем современности.
Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны прививаться детям с раннего возраста. Если ребёнок научится с младенчества жить в гармонии с природой, то это останется с ним до старости и не вытравится не какими обстоятельствами.
Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.
Организация экспериментирования, проведение опытов – один из эффективных путей экологического образования дошкольников. Это и стало основной идеей разработки и реализации проекта «Юный исследователь» педагогами и воспитанниками МБДОУ «Детский сад №140» г. Чебоксары.
На подготовительном этапе реализации проекта была проведена большая работа по организации экспериментальной деятельности в детском саду, были пересмотрены и дополнены лабораторным оборудованием и материалом экологические центры групповых помещений.
Педагоги совместно с детьми проводили множество экспериментов и опытов, расширяя представления дошколят о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы, через опыты дали детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). В ходе проведения опытов ребята учились ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое образование и уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры.